Психологическая страничка

Как ребёнок переживает расставание с семьёй.

В детском доме практически каждый ребёнок пережил расставание с семьёй: либо это произошло в сознательном возрасте и он все прекрасно помнит, либо, если в сиротское учреждение он попал в раннем возрасте, этот процесс все же был им пережит тогда, когда он осознал, что родители оставили его.

Когда ребёнок, у которого была сформирована привязанность, неожиданно расстаётся с близким человеком и остаётся с незнакомыми людьми, то он обычно проходит через три стадии. Прохождение этих стадий — постепенный процесс адаптации к потере близкого человека.

Начальная стадия: протест — ребёнок плачет, зовёт родителей и пресекает попытки отвлечь его.

Вторая стадия: уход в себя — ребёнок кажется скучающими, безразличными и апатичными, ищет одиночества, бездумно смотрит в пространство, плохо ест и мало играет, общается.

Конечная стадия: отчуждённость — похоже, что ребёнок «воспрял духом» и стал активным, однако его игра порой кажется бессмысленной. Такие дети мало озабочены переживаниями окружающих и могут стать поверхностными и эгоцентричными.

Нужно отметить, что указанные стадии характерны и для людей, переживших утрату (смерть) близкого человека.

Задача сотрудников детского дома помочь ребёнку выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Способов может быть множество: кому-то нужно, чтобы его просто «оставили в покое» на какое-то время и время залечит душевные раны, но это характерно для сильных личностей, каковые встречаются очень редко; кому-то нужна тщательная работа с психологом, специалистом по соцработе, а подчас и с медиком; кто-то будет искать привязанности в других людях; у кого-то будет проявляться агрессия, у кото-то – аутодеструктивное поведение.

Наша цель – контролировать процесс адаптации к новым условиям жизни, максимально «обезболить» переход ребёнка к новой действительности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *