«Улыбнись миру!»

В детском доме-интернате «Журавушка», подведомственном Министерству социальной защиты населения РБ, продолжается реализация инновационного социального проекта «Улыбнись миру!», победившего в конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект реализуется в учреждении с 15 апреля 2019 года.

         За это время получены положительные результаты внедрения инновационной  социальной практики по формированию коммуникативных навыков с применением средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с тяжелыми множественными нарушения развития.

 

 

        По результатам исследований и мониторинга в рамках проекта отмечено 100%  улучшение показателей развития детей целевой группы.  Так, значительно повысилась  познавательная активность, потребность в общении с другими людьми; улучшился эмоциональный фон с негативного на позитивный, понимание обращенной речи; увеличился словарь голосовой и жестовой речи; уменьшились стереотипии и проявления проблемного поведения.  Были  сформированы  навыки в жестовой и тотальной (комбинация жестов и речи) коммуникации у  5 детей;  навыки  предметной и картинной – символьной коммуникации с использованием визуально-графических средств  у 5 детей ; навыки коммуникации с использованием специальных устройств – коммуникаторов и компьютерного оборудования, в том числе в комбинации с визуально-графическими средствами  у 10 детей целевой группы.

        Одним из основных результатов проекта стало и семейное устройство воспитанников: 9 детей устроено в приемные семьи и 2 ребенка возвращены в кровные семьи.

         В достижении положительной динамики развития воспитанников имело большое значение создание творческой студии кукольного театра на базе детского дома совместно с Бурятским республиканским театром кукол «Ульгэр». Проведены совместные занятия и мастер-классы с артистами театра.

         Театр является эффективным средством  для социальной адаптации детей с множественными нарушениями развития, а также развития у них коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями решать многие проблемные ситуации, преодолевать робость, неуверенность в себе.

          В условиях работы учреждения в режиме тотальной изоляции была продолжена деятельность студии, поддерживается связь с театром, планируется проведение онлайн мастер-классов. Благодаря приобретенному опыту совместной работы с артистами в настоящее время  дети сами под сопровождением своих педагогов  продолжают заниматься в студии. Так, недавно состоялась премьера спектакля «Бременские музыканты». В подготовке спектакля принимали участие и взрослые, и дети.

          Весь спектакль был разбит на акты, отражающие основные события сказки. Все герои были тщательно загримированы, одетые в яркие костюмы маленькие и большие артисты с волнением ожидали своего выхода в закулисье. Здесь были и король с принцессой, и разбойники во главе с атаманшей, и сыщик, и конечно сами Бременские музыканты. По ходу действия спектакль неоднократно прерывался аплодисментами зрителей. Восторженными голосами зрители встречали всех персонажей. Каждый старался исполнить свою роль как можно лучше.

        Кукольный спектакль – это еще и один из элементов арт-терапии, поскольку занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, произвольного внимания, коррекции психо-эмоционального состояния.