Наши дети особенные.

Детский дом «Журавушка», подведомственный Минсоцзащиты Бурятии, является единственным учреждением в регионе,который  специализируется на работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ребенок с ТМНР – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского церебрального паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями. Очень часто от таких детей родители отказываются еще в роддоме, либо они попадают в детский дом, когда родителей лишают родительских прав. Кроме того, учреждение оказывает помощь и родителям, которые имеют таких детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию и которым необходима временная передышка и помощь.

Специалисты «Журавушки» много и часто обучаются особенностям ухода, развития таких детей. В работе основополагающим становятся принципы развивающего ухода:

  • принцип уважения личности ребенка,
  • принцип индивидуального подхода,
  • принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций,
  • принцип развития собственной активности ребенка,
  •  принцип социальной интеграции,
  • принцип комплексного воздействия.

Таким образом, ухаживая за ребенком, сотрудники тем самым стараются развить его сильные стороны, научить преодолевать препятствия, подчас созданные его собственным телом, дать ему максимум из доступного. Такая технология называется Развивающий уход.

Вот один из примеров работы в этом направлении: мальчик Юра, 4 года назад плохо ходивший и не умевший построить правильно простое предложение, сегодня сидит на уроке в коррекционной школе и складывает цифры, бодро ведя диалог с учителем. Или  Петя – у него работает только одна рука, и та не полностью (тяжелый паралич), сегодня пишет прописи, старательно выводя буквы и цифры, а потом делает прекрасную открытку для воспитателя к 8 марта. Лариса- воспитанница отделения «Милосердие» – 4 года назад, практически не могла сидеть, полностью отсутствует речь, часто проявляла агрессивное поведение – сегодня мы учимся кушать ложкой самостоятельно, пить из кружки и многое получается.

Таких примеров – десятки и за каждым из них стоит непростой труд, надежды, поражения, снова надежды. А потом слезы радости и принятие того, что все возможно.

К нам часто обращаются родители особых деток с просьбой принять ребенка просто на консультацию, помочь разобраться, построить маршрут. Мы стараемся делиться опытом, знаниями, рекомендациями. Так или иначе, специалистов по работе с детьми с ТМНР крайне мало и каждый родитель вынужден учиться – учиться понимать своего ребенка, его особенные потребности, его желания. Каждый ребенок достоин счастливого детства просто по праву рождения и в наших силах наполнить их мир радостью и счастьем.

Для родителей, столкнувшихся с нарушенным развитием ребенка, мы от души рекомендуем заняться изучением специальной литературы, которая поможет понимать то, что написано в медицинской карте ребенка, поможет принимать решения, видеть возможности в каждом дне жизни вашего малыша. Большой выбор совершенно разнообразной литературы об особенном детстве можно найти на сайте Центра лечебной педагогики г. Москва «Особое детство» здесь. Но для начала рекомендуем прочитать книгу известного российского дефектолога Натальи Керре «Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии» и мы совершенно не удивимся, если она станет для многих откровением.