2 апреля – Международный день распространения информации об аутизме.

Аутизм – слово, которое неожиданно ворвалось в нашу жизнь всего несколько лет назад, но слышим мы его с пугающе увеличивающейся частотой – сначала это было по телевизору и в газетах, журналах, потом уже у знакомых знакомых, потом у знакомых… сейчас мало кто не сталкивался с аутизмом напрямую – у родственников, соседей, друзей, коллег – так или иначе, в окружении практически каждого человека в мире есть ребенок, подросток или взрослый с таким диагнозом.
Что же такое аутизм?
Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокр. РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включает устар. диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера — нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития. Наступает в младенчестве или детстве. Три основных признака: дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия. Основная характеристика: перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Не появляются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте, нет согласованности с партнёром по общению.

На сайте Фонда содействия решению проблем аутизма в России ВЫХОД собраны ответы экспертов на самые частые вопросы об аутизме:
Аутизм – это расстройство развития, которое сопровождает человека всю жизнь.
✍️ Проявления расстройства сильно различаются в зависимости от тяжести симптомов аутизма, общего уровня развития и возраста человека, поэтому чаще при постановке диагноза пишут расстройство аутистического спектра, а не просто аутизм.
✍️ Аутизм бывает высокофункциональный (при нем у людей отсутствуют интеллектуальные нарушения) и низкофункциональный, предполагающий наличие сопутствующих интеллектуальных нарушений.
✍️ Понять, что у ребенка аутизм можно наблюдая за его поведением и, если оно вызывает беспокойство, обратиться за консультацией к психиатру. Аутизм – это ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ диагноз.
✍️ Аутизм внешне никак не проявляется.
✍️ Согласно статистике ВОЗ, аутизм есть у каждого 160-го ребенка.
✍️ Правда ли, что мы наблюдаем эпидемию аутизма? Аутизм – болезнь XXI века? Нет, это не так. Просто аутизм как диагностическая категория – относительно новое понятие. Оно вошло в диагностическое руководство DSM-III только в 1980 году. Но это не значит, что аутизма не было раньше, просто его принимали за другие диагнозы, чаще всего – шизофрению. Сегодня понятно, что такой подход был неверным. Впервые термин «аутизм» в привычном нам понимании был употреблен в 1943 году в работе Лео Каннера и практически параллельно с ним, в 1944 году, в работе Ганса Аспергера. А отдельные случаи описаний, схожих с аутизмом, найдены в исторических документах, датированных еще 1747 годом.
✍️ Однозначного ответа на вопрос о причинах возникновения аутизма пока нет.
✍️ Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, с любым социальным статусом и образом жизни.
✍️ Аутизм не вызывается прививками.
✍️ Гипотезы о генетической природе расстройств аутистического спектра (РАС) сегодня придерживается большинство исследователей. Уже найдено более ста генов, которые повышают риск РАС – и еще сотни могут быть найдены в будущем. Но специфичных для разных видов расстройств аутистического спектра генов (или генов, определяющих тяжесть симптомов аутизма) до сих пор не найдено.
✍️ Генетические нарушения при РАС могут быть как передающимися по наследству, так и возникающими впервые.
✍️ В настоящее время лечение аутизма медикаментозными способами невозможно. Но это не значит, что лекарство от аутизма не может появиться в ближайшие годы, потому что исследователи работают в этом направлении очень активно.
✍️ Нейролептики никак не влияют на симптомы непосредственно аутизма. Единственная эффективная помощь при аутизме сегодня – педагогическая.
✍️ На сегодня методы прикладного анализа поведения (ПАП) — одни из самых эффективных для помощи людям с аутизмом.
✍️ Люди с аутизмом могут работать. Но часто они нуждаются в сопровождаемом трудоустройстве, то есть в помощи при устройстве на работу и поддержке в процессе.
✍️ Дети и подростки с аутизмом могут учиться в обычной школе.
✍️ Выражение «человек с аутизмом» более предпочтительно для обозначения носителей расстройств аутистического спектра (РАС). Оно соответствует этике так называемого языка «сначала человек».
✍️ Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) очень разные, поэтому к каждому необходим индивидуальный подход.
Расстройство аутистического спектра – заболевание пока малоизученное, но ученые активно работают в этом направлении.
Мы искренне надеемся, что каждому человеку, страдающему РАС, будет оказана своевременная квалифицированная помощь врачей, педагогов, психологов, чтобы никакие диагнозы не омрачали радость, которую может подарить жизнь каждому из нас, ведь все мы #людикаклюди.